Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Пять принципов эффективного руководителя
21:11
Пять принципов эффективного руководителя

этой статье мы предлагаем пять взглядов эффективных руководителей, которые были открыты психологами путем моделирования мышления ведущих бизнесменов и исследования того, какие конкретные взгляды характерны для них, но не присущи менее успешным людям. Речь идет о критических взглядах, при изменении которых руководитель улучшает свою личную эффективность. Хорошей новостью является то, что взгляды можно изменить и тем самым добиться существенных улучшений в своей работе. 

 

Самые амбициозные проекты сначала "создаются" в уме одного человека или группы людей и только потом повторяются в реальной жизни. То, какие проекты мы создадим, зависит от нашего стиля мышления. Если мы сравним ум человека с компьютером, то "продукт" нашего разума зависит от заложенных программ.

 

Говоря об эффективности руководителя, чаще всего обращают внимание на умения и навыки – способность мотивировать, планировать, делегировать и др., но забывают о другом аспекте эффективности руководителя – его взглядах. Важно понять, что именно взгляды являются той невидимой программой, которая определяет эффективность действий человека. Если взгляды руководителя его тормозят, а не продвигают вперед, то никакой тренинг навыков не сможет повысить его эффективность.

 

В этой статье мы предлагаем пять взглядов эффективных руководителей, которые были открыты психологами путем моделирования мышления ведущих бизнесменов и исследования того, какие конкретные взгляды характерны для них, но не присущи менее успешным людям. Речь идет о критических взглядах, при изменении которых руководитель улучшает свою личную эффективность. Хорошей новостью является то, что взгляды можно изменить и тем самым добиться существенных улучшений в своей работе.

 

1-й принцип. Понятия "неудача" не существует

 

У эффективных людей нет неудач. Если в какой-то жизненной ситуации ты не получил желаемого результата, то ты просто понял, что нужно действовать иначе и, может быть, используя совершенно другой подход. Если бы Эдисон, который, как мы знаем, изобрел 1054 неработающие лампочки, после третьей попытки махнул на все рукой и сказал: „Мне не везет! Наверное, не суждено. Не буду больше ничего делать!", вполне возможно, что сейчас мы бы сидели при свечах. А вместо этого Эдисон каждый раз радостно подпрыгивал и восклицал: „Чудесно! Я снова придумал лампочку, которая не работает, и следующий раз мне будет еще легче изобрести работающую лампочку!"

 

Если негативные события мы воспринимаем как неудачи, то у нас опускаются руки и мы ничего больше не предпринимаем. Воспринимая события как обратную связь, мы корректируем свое поведение и действуем. Если ты что-то делаешь и у тебя не получается, измени поступки и используй все возможности, ведь целью является достижение желаемого результата, не правда ли?

 

2-й принцип. Взгляды "я – автор своей жизни" и "я отвечаю за все, чего достиг в жизни"

 

Если ты что-то получаешь от жизни, то это благодаря тебе самому(-ой), а не потому, что повезло. Если ты чего-то не получаешь, то это не значит, что тебе не везет - в этом тоже виноват только ты.

 

Суть этого взгляда состоит в том, что каждый человек несет полную ответственность за то, что происходит в его жизни. Это означает, что результат – это последствия твоих действий (или бездействия). Позиция жертвы, сконцентрированная на поиске виновного (или неблагоприятных факторов) для оправдания плохих результатов, является позицией ПРОИГРАВШЕГО.

 

В противоположность мысли "клиенты у меня не покупают" этот взгляд предполагает следующее – "я продаю клиентам так, что это не приносит результатов". В противоположность "клиент меня не ценит" - "я не преподношу свой продукт/услугу так, чтобы клиент мог их оценить". Вместо "меня обрызгала эта дурацкая машина" - "я проходил тогда, когда проезжала эта машина". В противоположность мысли "случилось X, поэтому я не достиг желаемого результата" - "я позволил X отвлечь меня от достижения результата".

 

В чем разница? В ответственности! Мысля с позиции жертвы, мы неосознанно полагаем, что кто-то другой ответственен за наш результат, поэтому внутренне его обвиняем и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ. Мысля с позиции ответственности, мы понимаем, что ответственность лежит на нас – и ДЕЙСТВУЕМ. Если ситуация не удовлетворяет, то любое действие, даже если оно изначально неправильно, будет лучше бездействия. При таком мышлении в одной ситуации мы начинаем думать, как улучшить свое искусство продажи, в другой – как лучше общаться, в третьей – как быть внимательным на улице и в четвертой – как реагировать на непредвиденные препятствия.

 

3-й принцип. Принцип позитивного намерения

 

Принцип позитивного намерения включает в себя взгляд, что в каждом событии, которое происходит с тобой, существует какой-то позитивный замысел, который хочет показать жизнь. Порой этот позитивный замысел не очевиден, однако, приложив некоторые усилия, его наверняка можно найти. Если ты заболел – организм заботится, чтобы ты отдохнул. Тебя выругал недовольный клиент – он на самом деле тренирует и воспитывает твою психологическую устойчивость. Если важный для компании постоянный клиент не заключает договор, он дает понять, что пришло время пересмотреть нашу стратегию. Если после неудачи мы сдаемся и машем на все рукой, то на практике это означает, что мы не делаем выводов и не меняемся. Цель – сделать выводы, и принцип позитивного намерения может нам в этом помочь.

 

Истинны ли эти позитивные намерения? Что дает такого рода мышление? Ответ - в отношении и личном состоянии. Обычно, сталкиваясь с каким-то негативным событием, мы впадаем в плохое эмоциональное состояние. Мы не способны адекватно действовать и думать, а только снова и снова переживаем негативные эмоции. Заставив себя найти в событии позитивный замысел (что может потребовать долгих размышлений), мы меняем свое эмоциональное состояние. То, что произошло, уже произошло, переживая, мы ничего не изменим. События таковы, каковы они есть. Они не плохие и не хорошие. То, как мы о них думаем, определяет наши чувства. Единственное, что мы можем делать, – это действовать. А чтобы действовать, необходимо хорошее эмоциональное состояние.

 

4-й принцип. Смысл коммуникации состоит в ответе, который мы получаем

 

Смысл коммуникации состоит не в красоте сказанных слов или в правильности действий. Суть коммуникации – в полученном ответе или ответной реакции. Если мы не получаем желаемую реакцию, то наша коммуникация, какой бы красивой она ни была, полностью бессмысленна. Фраза "я ему сказал, а он не понял... (какой он плохой...)" при использовании этого принципа меняется на "я ему сказал так, что он не понял".

 

Применяя принцип ответственности к каждому своему результату (к коммуникации в том числе), получается, что мы должны говорить иначе – так, чтобы нас поняли... СТОП! При таком взгляде нет плохих работников – есть работники, которых мы не можем мотивировать, следовательно, мы должны этому учиться. Нет плохих клиентов – есть клиенты, которым мы продаем так, что они не покупают, следовательно, мы должны действовать иначе. Больше нет людей, которые не понимают наши гениальные мысли или желания, – это мы должны улучшить свои навыки убеждения или подумать, как коммуницировать по-другому.

 

Используя этот инструмент – ответственность за результат коммуникации и идею о том, что в любой ситуации надо снова и снова менять свое поведение, пока результат не станет положительным, - мы понимаем, что преград фактически не существует. Мы становимся неудержимы на пути к своей цели!

 

5-й принцип. Идея карты мира

 

Идея карты мира утверждает, что реальности и истины как таковых не существует. Есть только индивидуальная карта мира каждого человека, в которой отражается реальность. Так же, как карты одного города могут отличаться, различны и карты мира людей.

 

Что такое спор? Обычно это стремление одного человека убедить другого в том, что абсолютная истина находится именно на его карте мира, и эмоциональная реакция, если другой человек этому противится. Если мы примем, что абсолютной правды не существует и что у другого человека может быть (по его мнению) своя правда, нам становится легче его принять. Внимание – не согласиться, а принять!

 

Приняв другого человека, мы понимаем, что он, в соответствии с его картой мира, в любой момент делает самый лучший для себя выбор. Если кто-то из членов нашей семьи поступил не так, как мы хотели, то он сделал это не назло нам, а потому, что, по его мнению, по его карте мира, это был лучший для него выбор. Следовательно, пропадает смысл обижаться – нужно только дискутировать о дальнейших действиях. Если кто-то из коллег допустил ошибку, то надо понять, что это ошибка только по нашей карте мира, - в тот момент он, по его мнению, сделал лучший из возможных выборов. Может быть, сейчас он сам признает, что сделал ошибку, но в том состоянии для него это было самым правильным выбором.

 

Что дает такое мышление? Оно исключает обиду, которая, по сути своей, является совершенно неэффективной стратегией. Обижаться бессмысленно – это ничего не меняет, ибо случившееся – факт. Смысл – в действии и в том, что произойдет дальше – в том результате, которого мы хотим достичь. Приняв другого человека, поняв, что у него может быть другая карта мира, отличная от нашей, и то, что в каждый момент он делает свой, по его мнению, самый лучший выбор, нам становится намного легче достичь желаемого результата.

 

 

Если ты как руководитель поручаешь сотруднику сделать что-то хорошо, то твоя обязанность – объяснить, что, по-твоему, означает хорошо. В противном случае результат может быть весьма далек от ожидаемого, ибо для работника хорошо может означать совсем другое. Это приведет к тому, что работу придется переделывать, снова будет потрачено время. Эффективность? …

 

Заключение. О доверии и взглядах, которые влияют на нашу жизнь

 

Существуют различные философии, которые влияют на нашу жизнь. Первая философская установка – это взгляд, что в мире не хватает ресурсов. Этот взгляд (ресурсов не хватает, и поэтому за них надо бороться) идет из детства - от родителей, со школы. Жизнь воспринимается как борьба с другими людьми за ограниченные ресурсы.

 

В такой философии недоверие оправдано, ибо ресурсы ограничены и, следовательно, всех окружающих надо рассматривать в качестве конкурентов. Нашими действиями и результатами управляют взгляды. Что в голове, то происходит и в жизни. Если мы считаем, что ресурсов не хватает, то их действительно не хватает и из этого вытекают наши действия. Если мы рассматриваем других в качестве конкурентов, они ими и становятся.

 

Существует и другая философия, в соответствии с которой в мире царит переизбыток всех ресурсов – возможностей, денег, любви, поэтому важнейший вопрос – как взять, а не у кого отнять. Поэтому оправдано доверие.

 

Интересно, что все в денежном выражении бедные люди считают, что ресурсов не хватает, а богатые в финансовом отношении – что денег столько, сколько можно добыть, ведь вокруг так много возможностей, и один человек не в состоянии их использовать. Поэтому надо быть очень осторожным в выборе системы взглядов. Радует то, что взгляды мы можем выбирать сами.

 

Оправдывается ли доверие? Несомненно – да! Если ты живешь в соответствии с философией, что в мире ресурсов достаточно и вопрос только в том, как их получить – основанная на доверии стратегия сотрудничества работает гораздо лучше. С прагматической точки зрения, ты получаешь больше, изначально доверяя.

 

Ясно, что в любой момент тебя могут обмануть, но, если начальный взгляд основан на недоверии, то зачастую другому человеку ты не даешь сделать то хорошее, что он может сделать, и поэтому конечный результат близок к нулю. Если ты выбираешь доверие, то те люди, которым можно доверять, это делают и результат позитивен.

 

Успехов!

 

 

 

 

Публикация компании:  Nordic Training International

Авторы: Панченко Татьяна, NORDIC Training International Ukraine

Категория: HR Menager | Просмотров: 1164 | Добавил: hr-psiholog | Рейтинг: 5.0/10